Структурная перестройка экономики и задачи государства

Мы помогаем реабилитационному центру для детей "Радуга" 


Структурная перестройка экономики и задачи государства
Какие бы задачи не ставило перед собой правительство – борьба с бедностью, рост ВВП, борьба с коррупцией, осуществление государственных закупок (тендеров),  стимулирование развития малого бизнеса и т.п., оно неизбежно вспоминает в качестве средства достижения этих целей необходимость осуществления структурной перестройки национальной экономики. Структурно-инновационное совершенствование рассматривается и определяющим фактором роста ее конкурентоспособности. 
Считается, что все недостатки существующей структуры экономики могут быть сгруппированы по трем основным направлениям:
1) нормативно-правового характера;
2) несовершенство организационного обеспечения;
3) дефицита финансовых средств.
Решение этих проблем требует мобилизации усилий не только государства, но и «подключение» к решению задач механизмов рынка. Лишь в условиях умелой и долгосрочной координации их усилий, экономику может ожидать позитивный результат. Естественно, предваряя воплощение планов в реальность, государство должно предложить обществу приемлемую стратегию структурных преобразований, рассчитанную по основным своим параметрам хотя бы на десятилетие вперед.
Проще говоря, государство должно представить обществу свое видение приоритетов структурных преобразований и того, как и за счет чего оно эти приоритеты будет поддерживать. При этом незыблемыми остаются константы, естественным образом вытекающие из природы современных рыночных отношений и демократического устройства общества.
Речь идет о том, к чему государство должно приспосабливаться, а не пытаться изменить. И здесь основополагающими являются:
- гарантии неприкосновенности института частной собственности;
- невозможности подмены государством институтов рынка;
- создание равных условий конкуренции.
Учитывая такие ограничения, государственная структурная политика принимает вид стратегии, ключевыми элементами которой служат:
1. Ориентация на конкретные сегменты внутреннего и внешнего рынков, где национальные товаропроизводители уже имеют или могут получить преимущества. Причем эти преимущества получены в результате использования отечественного сырья и национальной рабочей силы.
2. Максимально полное использование национальных научно-технических разработок, новейших результатов фундаментальных и прикладных исследований.
3. Государственное стимулирование опережающего развития производства продукции перерабатывающих отраслей и, прежде всего, наукоемких и высокотехнологичных производств. А также содействие разработке и внедрению в производство новых видов продукции, материалов и технологий.
4. Стимулирование производителей к отходу от ресурсоемких производств и внедрению стандартов в соответствии с требованиями сохранения окружающей среды.
5. Создание институционально-правовых основ для внедрения практики государственной поддержки развития высокотехнологичного промышленного экспорта с соответствующим финансированием из государственного бюджета.
Однако не лишним будет подчеркнуть, что, несмотря на те надежды, которые возлагаются на государство, оно не в состоянии сколь-нибудь эффективно заменить собою предпринимательскую инициативу, всегда направленную на поиск оптимальных путей решения проблем. Именно на этом пути – пути решения частных проблем предпринимателей и меняется структура экономики. Появляется большое количество тендеров, к которым нужно большое количество тендерной документации. Государство же лишь создает условия для роста активности предпринимателей, формирует предпосылки для их инвестиций в новые направления деятельности.