Международная помощь - для чего развитым странам помогать бедным. Часть 1

Мы помогаем реабилитационному центру для детей "Радуга" 


Международная помощь - для чего развитым странам помогать бедным. Часть 1
Традиционный взгляд на международное сотрудничество для развития как вопросы взаимоотношений Север Юг было пересмотрено, когда постсоветские страны изменили свой статус доноров Советский Союз оказывал большую помощь во время холодной войны на статус реципиентов в начале 1990-х годов. За последние десять лет мир стал свидетелем еще одного оползня в сфере внешней помощи: существенного роста объемов официальной помощи для развития (ОПР) между развивающимися странами. ОПР предусматривает передачу ресурсов для экономического развития и улучшения благосостояния и отличается от гуманитарной помощи, которая в основном преследует краткосрочные цели. Официальную помощь для развития предоставляют в форме грантов и льготных займов правительства и международные организации, и она не включает частный капитал. 
Клуб богатых промышленно развитых стран, которые являются членами Комитета содействия развитию (КСР), который был создан 50 лет назад, по-прежнему доминирует в сфере предоставления внешней помощи и тендеров. Впрочем, официальная внешняя помощь развивающихся, стремительно растет. Статистические данные из этих стран не всегда доступны или прозрачные, однако недавнее исследование организации Глобальная гуманитарная помощь оценивает 143% рост помощи между развивающимися странами, в течение 2005-2008 годов. Эти изменения на карте внешней помощи могут иметь прямое влияние на Украину, особенно с появлением новых доноров среди стран БРИК: Китай и Россия, а также некоторых других посткоммунистических европейских соседей. 

Год дракона 
Экономика Китая развивающейся и до недавнего времени была получателем крупных сумм официальной помощи, росла около 10% за последнее десятилетие и стала второй по величине экономикой в мире. Китай также стал нет-донором. Африка является основным получателем внешней помощи из Китая, однако интересы Китая расширяются, как свидетельствуют недавние большие объемы финансирования Беларуси последней диктатуры Европы. ОПР из Китая в основном направляют через китайские посольства и согласовывают на двусторонней основе. 
Значение нынешней модели китайской помощи заключается не столько в величине финансовых ресурсов, как в общем тренде, постоянно растет, и в характере отношений Китая с получателями ОПР. Китай утверждает, что его подход к внешней помощи имеет коммерческий характер без обязательств. Впрочем, Пекин часто обвиняют в использовании внешней помощи для получения природных ресурсов и доступа к рынкам. По мнению критиков, кредиты которые предоставляет Китай, привязаны к закупкам товаров и услуг в страны-донора и обеспечения занятости работников из Китая. Хотя трудно объективно оценить влияние китайской помощи через ее ограниченную прозрачность, было бы справедливо утверждать, что многие западные страны сталкиваются с подобными обвинениями. 
В ответ на критику Китай опубликовал первый отчет по результатам внешней помощи 2011 года, где утверждает, что менее 10% льготных кредитов Пекин направлял на развитие ресурсов. В документе также отмечено, что китайская ОПР это по сути взаимопомощь между развивающимися странами, обеспечивая альтернативу западным донорам, которые навязывают обременительные политические условия. Сам факт опубликования так называемой Белой книги о помощи, бесспорно, шаг вперед, однако отсутствие детальной информации может быть свидетельством нежелания обнародовать объемы внешней помощи государством, в котором большой процент населения до сих пор живет за чертой бедности.